Методические рекомендации г. Владивосток 2007 г. Содержание Введение 3 Часть Основы педагогического дизайна 4 Определение педагогического дизайна 4


Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования


Агеева И. А.


Методика создания электронных учебных материалов

Методические рекомендации


г. Владивосток

2007 г.

Содержание

Введение 3

Часть 1. Основы педагогического дизайна 4

Определение педагогического дизайна 4

Основная цель педагогического дизайна 4

Теории и модели 5

Отличие теории от модели 6

Модель педагогического дизайна АДРВО 6

^ Часть 2. Требования к ЭМ (электронным материалам) 8

Общие рекомендации 9

Возможности ЭУМ (электронных учебных материалов) 9

Требования к представлению ЭУМ 10

Требования к дизайну 11

Возможности ППС 13

Преимущества ИКТ 14

^ Часть 3. Планирование ЭУМ: первые шаги в дизайне 15

Что учесть педагогическому дизайнеру 15

Внедрение проекта 16

Дизайнерские приёмы визуализации учебной информации 16

Вопрос о правилах горизонтального зонирования страниц 17

Дифференциация визуальных образов 17

Рекомендации по структуре и оформлению ЭУМ 19

Шаблон текста параграфа 20

Практическое задание 1 21

Практическое задание 2 22

^ Часть 4. Педагогический дизайн и практика обучения 22

Планирование обучения с использованием ИКТ 22

Особенности организации учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ 24

Особенности организации учебного процесса с ЭОР 25

Синхронное совместное обучение 26

Индивидуализация с ЭОР 26

Этапы организации дифференцированного обучения 26

Дидактические модели проведения уроков с использованием ЭУМ 27

Литература 28

Глоссарий 29
Введение
«В образовательном процессе должны прежде всего функционировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов». Ю.Л. Ершов.

Образование, рассчитанное на перспективу, необходимо строить на основе: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, умения осмысливать и применять полученную информацию. Для этого недостаточно наличия в системе только учителя и учебника, отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Сегодня это становится возможным благодаря применению в образовательном процессе ИКТ.

ИКТ предоставляют новые возможности доступа к знаниям и их совместного использования. Новые средства информации: CD, DVD, флеш-накопители, онлайновые мобильные средства информации и т.д., новые способы организации информации – тексты, изображения, звуки, гиперсвязи, гипермедиа, веб-страницы и т.д. позволяют не только сохранять и распространять знания, но и изменяют его.

Существует значительное число работ, доказывающих, что оцифрованная информация обладает существенно иными свойствами, чем информация, представленная в книгах, фильмах и т. д. Кроме этого, следует отметить, что при использовании информационных технологий в образовании роль педагогического дизайна многократно возрастает, поскольку изменяется деятельность педагога.

Данная работа может быть полезной работникам образования, всем тем, кто захочет разрабатывать современные обучающие электронные материалы.

Основные цели:
^ Часть 1. Основы педагогического дизайна
На современном этапе востребован выпускник, которому необходимо иметь знания о способах деятельности: способствующих непрерывному образованию в течение жизни и самореализации личности, содействующих взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Также востребован педагог – личность, которая имеет адекватные современному уровню представления об образовательных программах общие и профессиональные знания. ИКТ открывает новые горизонты для педагога. Потому компетенция в области педагогического дизайна одна из важных компетенций педагога.
^ Определение педагогического дизайна
В настоящее время словосочетание "педагогический дизайн" всё чаще встречается на страницах образовательных изданий, оно заимствованно из иностранной литературы несколько лет назад, до сих пор ещё нет однозначного толкования смысла и содержания данного понятия.

В словаре можно найти следующие определения слова "дизайн":

Что же тогда представляет собой термин "педагогический дизайн"? К.Г. Кречетников определяет педагогический дизайн – как область науки и практической деятельности, которая основывается на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики и занимается вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

Мы будем понимать под педагогическим дизайном - перенос педагогической технологии на определенное учебное содержание с использованием ИКТ.
^ Основная цель педагогического дизайна
Основная цель педагогического дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.

Основные принципы педагогического дизайна:
^ Теории и модели
Целесообразность моделирования педагогического процесса с учётом новых теорий и возможностей ИКТ обусловлена следующими факторами:

  1. запросом общества (новые политические, экономические, социальные условия, широкая альтернативность, конкурентная борьба, трансформация ценностных ориентации и общественных установок требуют прихода молодых, инициативных, всесторонне образованных кадров, обладающих гибким мышлением, творческим подходом, способных к вариативности поведения);

  2. запросом личности, её потребностью в самовыражении, интеллектуальном развитии, реализации творческого потенциала;

  3. динамизмом общественной жизни (в связи с постоянно растущим потоком информации ни увеличение объёма программ, ни возрастание сроков обучения не в состоянии обеспечить должный образовательный эффект, и тот запас общенаучных и специальных знаний, которыми овладевает современный выпускник, завтра вполне может оказаться недостаточным. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитывать у них потребность к постоянному самообразованию и творчеству.
^ Отличие теории от модели
Отличие теории от модели состоит в том, что в теории даётся общее объяснение наблюдениям и объясняется поведение, а модель представляет собой мысленное представление (мысленную картину) того, что нельзя увидеть или испытать в реальных условиях.

^ Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помочь ученику учиться и развиваться.

Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.

Американский педагог Рейгелут выделяет следующие черты педагогического дизайна:

Теории дизайна помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Видение (каким образом обучаемые изменятся (результатов) и как способствовать этим изменениям (средств).

Возможности теории дизайна на трех уровнях:

Общие характеристики моделей педагогического дизайна:
^ Модель педагогического дизайна АДРВО
Существует много моделей, понять их использование можно на ADDIE, типичной модели педагогического дизайна. Русскоязычный аналог модели ADDIE - АДРВО (рисунок 1).

Analysis - среды обучения, обучаемых и задач обучения

^ Design - составление плана разработки педагогической деятельности

Development - разработка педагогической деятельности

Implementation - внедрение проекта

Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.

На рисунке 1 представлена модель АДРВО.




Рисунок 1. Модель педагогического дизайна АДРВО

Анализ

Не всегда можно сделать полный анализ обучаемых, но даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помогающие в выборе педагогических стратегий.

^ Общая характеристика обучаемых: очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета, и т.д.) Для сбора таких данных можно использовать простую анкету.

^ Начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности, уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т.д.) Можно протестировать или представить удостоверяющие документы.

^ Стили обучения. Существует много диагностических тестов, выявляющих профиль обучаемых и предлагающих соответствующие методы изучения. Некоторые даже предлагают план действий для лучшего достижения сбалансированного подхода к обучению.

Дизайн и разработка

Четко сформулированные цели обучения являются стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы. Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику. Стадия разработки - это подготовка ресурсов и создания механизмов для внедрения.

Внедрение

Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.

Оценка - этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения.

И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.

Для оптимизации процесса АДРВО необходимо постоянно повторять стадии процесса. Часто целесообразно сокращать стадии, но это следует делать только после анализа потребностей учащихся. Процессы АДРВО важны при разработке дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты имеют мало личных контактов, или не имеют их совсем.

^ Польза моделей педагогического дизайна

Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы.

^ Вопросы для самоконтроля

Какие стадии педагогического дизайна выделяются в модели АДРВО?

В каком случае рекомендуется сокращать стадии модели АДРВО?
^ Часть 2. Требования к ЭМ (электронным материалам)
С появлением ЭМ педагоги получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внимание обучаемых, но все же, во многих электронных образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.
^ Общие рекомендации
Разработчикам ЭУМ:

Соотношение цветов в цветовой палитре ЭУМ может формировать определенный психологический настрой во время работы с учебным материалом. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, - к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.

Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Рекомендуется выбирать значения цветов в соответствии с психологической реакцией человека, например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д. Смысловое противопоставление можно реализовать, применяя контрастные цвета для объектов или данных (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный).

Для оптимизации процесса восприятия информации на экране компьютера разработчикам ЭУМ рекомендуется использование логических ударений.

Наиболее часто используемые приемы для создания логических ударений:
^ Возможности ЭУМ (электронных учебных материалов)
Динамику внедрения ИКТ в процесс обучения можно охарактеризовать следующими этапами:

1 этап Появление отдельных программно-педагогических средств (ППС) для фрагментарного использования на занятиях.

2 этап Интенсивное использование программ, систематизация и оценка ППС.

^ 3 этап Широкое использование компьютеров при изучении отдельных тем различных предметных областей, появление ЭУМ.

4 этап пересмотр содержания и методов обучения. Именно на 4 этапе выделились функции компьютера и ЭУМ. На рисунке 2 представлены возможности ЭУМ на рисунке.





Рисунок 2. Возможности ЭУМ
^ Требования к представлению ЭУМ
На современном этапе в системе образования происходит резкая переориентация оценки результатов профессионального образования с понятий «подготовленность», «образованность», «профессиональная культура» на понятие «компетентность», а формируемый на этой основе «компетентностный подход» фиксируется в качестве нового подхода в образовании. Использование ЭУМ в образовательном процессе позволяет эффективнее решать задачи, стоящие перед педагогом. Познакомимся с требованиями к содержательной части ЭУМ

^ Требования к содержательной части ЭУМ:

Контентная часть и методики и используемые при создании ЭУМ, должны соответствовать рекомендациям специалистов, учитывать опыт работы учреждений среднего общего образования, в том числе при использовании дистанционных форм обучения.

Тексты учебных материалов должны быть разбиты на законченные по смыслу блоки. Большие объемы текста необходимо разделить на страницы для удобства восприятия.

Страницы формируются исходя из возможностей аппаратной поддержки средств дистанционного обучения в части отображения информации на мониторе рабочей станции учащегося. При разработке страниц не рекомендуется использовать режим просмотра с прокруткой.

При составлении списка рекомендуемой литературы и внешних источников необходимо учитывать требования ГОСТ:
^ Требования к дизайну
В текстах должны использоваться перекрестные ссылки.

Термины, встречающиеся в тексте, должны иметь ссылки на раскрывающую их словарную статью и должны быть выделены в тексте.

Тексты должны быть снабжены иллюстрациями. Иллюстрации должны иметь подписи. В тексте должны быть ссылки на иллюстрации. Иллюстрации должны иметь небольшой размер, но достаточный для качественного предоставления информации. Допустимые форматы файлов GIF (для графики), JPEG (для фотоизображений). Максимально допустимый размер одной иллюстрации – 300KВ.

Каждый графический объект материалов курсов должен иметь скрытую текстовую подпись, которая будет видна при наведении указателя на него.

В ограниченном, необходимом объеме в учебных материалах могут использоваться мультимедиа материалы (аудио, видео, анимации, flash). Все материалы должны воспроизводиться без установки дополнительного программного обеспечения.

При разработке графического дизайна следует уделить внимание минимизации размеров страниц и графических элементов.

^ Эргономические требования

Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющиеся в процессе использования ЭУМ.

^ Эстетико-эргономические показатели

На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в поле главного объекта не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном.

^ Дизайн - эргономические рекомендации

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к учащемуся, организации в КУП и его компонентах дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия на психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.

ЭУМ должны быть разработаны таким образом, чтобы время функционирования ресурсов ЭУМ не превышало санитарные нормы работы с компьютерной техникой. Несоответствие нормам приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования). Процесс использования ЭУМ не должен вызывать утомление и перенапряжение физиологических функций организма.

^ Типы ППС (программно-педагогических средств)

Пересмотр содержания и методов обучения позволяет выделить состав и возможности ППС. Что обычно включают состав ППС представлено на рисунке 3.



Рисунок 3. Типы ППС
^ Возможности ППС
На занятии педагог выполняет определённые педагогические функции. Рассмотрите таблицу 1. Педагогические функции и возможности ИКТ. Определите, каким образом ИКТ влияют на педагогическую функцию педагога?

^ Таблица 1. Педагогические функции и возможности ИКТ

Педагогическая функция

Возможности ИКТ

Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа

Информационная

Реализовать возможности информационных систем

Функция управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся

Формирующая навыки

Тренировать

Контролирующее - корректирующая

Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)
^ Преимущества ИКТ
В сравнении с бумажными и другими техническими средствами обучения можно выделить следующие преимущества ИКТ:

По мнению экспертов, ИКТ обучение позволяет повысить эффективность демонстраций на уроках и лекциях на более чем на 50%, практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25%.

ИКТ сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счёт индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите, какие из требований к ЭМ невозможно или сложно реализовать при выборе КУП (компьютерной поддержки к уроку)?

  2. Можно ли в тексте ЭУМ использовать перекрестные ссылки?

  3. Каким образом сделать логические ударения в представляемой на экране информации?

  4. К чему приводит длительная работа с ЭУМ?
^ Часть 3. Планирование ЭУМ: первые шаги в дизайне Что учесть педагогическому дизайнеру
На стадиях проектирования педагогического дизайна удобно пользоваться моделью АДРВО. Что необходимо учитывать педагогическому дизайнеру на стадиях проектирования? Модель АДРВО состоит из этапов: анализ, дизайн, разработка, внедрение, оценка. Определим, что необходимо сделать педагогическому дизайнеру на каждом этапе.

Рассмотрим вопросы, которые решает педагогический дизайнер.

^ Этап анализа

Кто обучаемые? Как их можно охарактеризовать? Как их можно мотивировать? Что они знают? Что им требуется узнать? Какие есть трудности при обучении?

^ Этап дизайна (составления плана)

Общие вопросы: Каковы цели обучения? Измеримы ли цели? Какие знания/ умения/ навыки необходимо развить? Какое должно быть взаимодействие? Какие стратегии будут использоваться? В какой последовательности будет излагаться учебный материал? Как оценить уровень понимания обучаемых?

^ Рекомендации к педагогическому дизайну при использовании ИКТ:

Какая ИКТ среда наиболее уместна? Выберите общий подход и примите решение о том, каким будет внешний вид конечного продукта, и какую учебную среду он должен создавать? Разработайте содержание обучения интерактивного характера, учитывая преимущества, даваемые особенностями работы с ИКТ. Включите элементы совместной учебной деятельности и избегайте статичных экранных страниц и имитации перелистывания страниц.

^ Этап разработки

Общие вопросы: Какие ресурсы будут использованы? Как управлять процессом разработки и координировать его? Содержит ли проект различные стили обучения?

Для обучения с использованием ИКТ: Представьте материал в различных форматах, чтобы учащийся мог выбрать форму представления по своему предпочтению. Интерактивность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как учебный материал будет стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность обучаемым создать свою "виртуальную индивидуальность" и стимулировать изыскания и взаимодействие друг с другом.
^ Внедрение проекта
Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения проекта? Как преподаватели и учащиеся смогут получить наибольшую пользу от проекта?

Для обучения с использованием ИКТ: Подумайте, как часто передаваемая информация будет обновляться. Всегда имейте запасной вариант на случай возникновения технических проблем. Сообщайте о технических проблемах учащимся. Учебная деятельность не должна зависеть от работы техники.

Оценка. Общие вопросы: Как проверить проект на соответствие педагогическим стандартам и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения Вы можете сделать?
^ Дизайнерские приёмы визуализации учебной информации
Для представления информации на экране компьютера желательно выделить на экране 3 зоны.

1. Верхняя зона («шапка»). Наиболее целесообразным назначением этой области является краткое описание содержания материала основной рабочей области, вводные фразы, образы или определения, направляющие внимание обучающегося к основной теме страницы. Крайне нежелательным является расположение здесь ключевых визуальных образов основной темы: глаз учащегося останавливается на них, и материал основной рабочей области воспринимается как второстепенный. В этом случае вид таких образов должен быть максимально упрощен и минимизирован должна быть видна только их обобщенная структура.

^ 2. Основная рабочая область предназначена для раскрытия основного содержания темы страницы. Эта область должна занимать 70-80 % от всей площади страницы и быть композиционно связана с «шапкой» (и «подвалом»). Важным требованием к этой области является ее «разгрузка» от вспомогательной информации и инструментов, которые должны быть сосредоточены в «шапке» (хуже) или «подвале» (лучше).

^ 3. Нижняя зона («подвал»), в которой целесообразно располагать элементы, поясняющие и расшифровывающие смысл и структуру объектов основной рабочей области: разнообразные подсказки, визуальные «помощники», инструменты для управления страницей, справочная технологическая информация.

Следует отметить, что в «традиционных» (бумажных) средах визуальное зонирование, как правило, выполняется более правильно и осознанно, хотя зачастую здесь недооценивается значение верхней и нижней областей. В «электронных» средах, наоборот, зачастую наблюдается перегрузка «шапки» и «подвала» в ущерб основной рабочей области.
^ Вопрос о правилах горизонтального зонирования страниц
Вопрос о правилах горизонтального зонирования страниц является более сложным и привязан, в том числе, к особенностям национальной культуры и письма. В любом случае горизонтальное разбиение страницы обуславливается обычно не функциональным назначением различных ее областей «по горизонтали», а необходимостью правильного отображения причинно-следственных и/или временных цепочек визуальных образов (например, отношение «предшествующий - последующий» должно визуализироваться как направление слева направо). Подчеркнутое центрирование какого-либо визуального образа должно означать, что этот образ является в контексте темы страницы главным, основополагающим.

Вопрос о том, следует ли применять разнообразное цветовое оформление для выделения трех основных зон, является дискуссионным. В настоящее время, на основании сложившейся практики и традиций, скорее всего ответ будет: «нет, не следует». В перспективе, особенно для электронных сред, такое выделение возможно, но в любом случае оно не должно нарушать композиционную целостность страницы.

Рассмотренные свойства применимы не только к градуировке полей страниц, но и к зонированию отдельных, наиболее существенных визуальных образов.
^ Дифференциация визуальных образов
Дифференциация является особенно важной для подчеркивания существенных различий между ними или между отдельными компонентами образа. Здесь применяются приемы, сходные с обеспечивающими связность:

- дифференциация по форме,

- организационное и пространственное разобщение,

- цветовая дифференциация.

При использовании цветовой дифференциации для визуализирования элементов математической теории следует учитывать их «дуальность»: в большинстве случаев дифференциация подчеркивает противоположность каких-либо двух объектов (рисунок 4).



Рисунок 4. Смежные углы

Наиболее естественным следует признать противопоставление холодных и теплых цветовых тонов (в первую очередь оттенков красного и синего). Примеры использования: положительные и отрицательные числа, обратная функция, дополнительный угол, симметрия, дифференцирование и интегрирование и т. д.

Дифференциация за счет использования различной насыщенности одного цвета для элементов математической теории малоприменима, так как обычно не соответствует требованию цветовой лаконичности визуальных образов.

Китайская мудрость учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь".

Проектирование ЭУМ сложнее проектирования ЭМ, т.к. необходимо проектировать ситуации взаимодействия учащегося с ЭУМ в зависимости от его начального уровня знаний и приращений, полученных в результате воздействия ЭУМ.

На рисунке 3. представлен процесс разработки ЭУМ, рассмотрите эту модель.



Рисунок 3. Модель процесса проектирования ЭУМ
^ Рекомендации по структуре и оформлению ЭУМ
Форма представления знаний для е-обучения (е- электронного) отличается от обычного записанного в книги. Мы читаем учебник линейно: сверху вниз, слева направо. Гипертекст как основа построения ЭМ, напротив, позволяет скакать, кликать, уходить возвращаться нелинейно. Это необходимо учитывать для того, чтобы удержать читателя в «фокусе» мысли. Все клики, прыжки заканчиваются навигацией в «текст», который вам предлагают читать.

Шаблон е-курса проектируется сверху вниз. Реализация начинается снизу наверх.

Курс
Название
Описание (аннотация, авторы, благодарности, источники)
Итоги курса (что будет изучено, выводы, формулы - кратко)

Содержание
Раздел(ы)
Название
Аннотация
Цели, предполагаемые результаты
Параграф(ы)
Название
Главные результаты, выводы, формулы и т.д.
^ Текст параграфа
Итоги по всему разделу
Дублируем итоги курса

Рекомендации по оформлению е-материалов:

Наименования разделов, параграфов, выводы, аннотации – сжаты, кратки, информативны. Все выводы, формулы, итоги выносятся наверх, до основного текста, чтобы читатель всегда выходил на «результаты», итоги т.е. то, что надо выучить и знать.

Материал должен быть структурирован, логичен, последователен. Это следует из предыдущего и определяет последующее. Ни одного нового термина без пояснения и определения.

Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными терминами и сокращениями. Желательно, чтобы каждый завершенный фрагмент текста, размещаемый в веб-учебнике, не превышал трех-четырех страниц текстового редактора MS Word.

В учебных материалах не должно быть очень много ссылок, так как студент может потерять ориентировку в тексте.

Соотношение графики и текста надо гармонизировать. Графика должна либо дополнять текст новым содержанием, либо заменять текст совсем, но не дублировать его. Соотношение графика/текст различно для различных курсов, примерное соотношение 1 к 3-м.

Если говорить о звуке (речь), то требование те же – дополнять, но не дублировать. Чаще всего используются «звуки» и для сигнализации критических событий (ошибок). Лучше остановиться на двух звуках – «Внимание, важно» и «Ошибка».
^ Шаблон текста параграфа
Шаблон предполагает постоянное использование. Те части шаблона параграфа, которые невозможно наполнить сегодня могут быть пусты (но готовы для дополнения в любое время) или могут быть предложены читателю как возможное самостоятельное наполнение (как самостоятельная или исследовательская работа). Шаблон можно дополнять и расширять на этапе разработки курса, но главное использовать его для каждого параграфа.

Название

Итоги, цели (выводы, формулировки, законы, формулы)

^ Сам параграф

Введение
Новые термины и определения

Фокус внимания №1

Основа параграфа (абзац за абзацем)

Возможная графика

Возможная цитата

Фокус внимания №2

Пример(ы) из жизни, практики

Возможная цитата

Итоги

Дополнение к параграфу: история вопроса, хронология вопроса, гипотезы.

Вопрос читателю, студенту - «Почему»? «Как?» и др.

Контрольные вопросы (Повторение материала).

Задачи, темы рефератов, эссе - усвоение.

Ссылки (библ, интернет), для формирования возможного интереса и развития.

Абзац текста, в свою очередь, является строительным материалом параграфа. Требования к абзацу –«Абзац это законченная мини мысль».
^ Практическое задание 1
Разработайте педагогический дизайн к предложенному содержанию. Результат может быть представлен в формате, зависящем от вашей ИКТ – компетентности: текстовый документ, презентация, буклет, анимация, фотоальбом.

Для выполнения задания воспользуйтесь Планом работы слушателя.

Материалы к заданию:

Бианки Виталий Кто чем поёт? http://thelib.ru/books/bianki_vitaliy/kto_chem_poet-read.html

План работы слушателя в соответствии с моделью АДРВО (Глава 2).
^ Практическое задание 2
Подготовьте ЭУМ на любую тему из списка. Список тем:

План работы слушателя в соответствии с моделью АДРВО (Глава 2).
^ Часть 4. Педагогический дизайн и практика обучения Планирование обучения с использованием ИКТ
Практике обучения с использованием ИКТ немного более 20 лет. За этот период накоплен интересный опыт, который необходимо использовать в практике обучения.

При обучении с использованием ИКТ следует предусмотреть индивидуальные задания и траектории изучения ЭУМ для слабых и сильных учащихся, использование всех средств обучения, в том числе, отобранных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в соответствии с учебно-тематическим планом (УТП) курса.

В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее, и опытные учителя, а тем более, начинающие подготовку к новому учебному году должны начинать с изучения учебной программы.

Главное, на что должен обратить внимание учитель, — это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

Следующий этап подготовки к тематическому планированию — изучение методической литературы, базового учебника, учебных пособий ЭУМ и ЭОР. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является пока важным источником информации и доступен всем для самостоятельной работы.

^ Для того, чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, педагог совершает следующие действия:

Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до её изучения учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий, закономерностей в новом материале и прогноз возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных для них трудностей; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.

^ Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает следующие действия педагога:
^ Особенности организации учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ
Возможности и ограничения использования ЭУМ учащимися.

Учащиеся могут использовать ЭУМ:

Сейчас во многих школах все школьники на занятиях не по информатике пока не имеют доступа к компьютеру, в некоторых школах на первых порах учителя смогут работать с ЭУМ в рамках урока хотя бы через проектор или появляющиеся интерактивные доски.

^ При ограниченном доступе в компьютерный класс или при превышении лимита времени работы за монитором, определённого СанПиН - 2003:

ЭОР, в отличие от обычной книги, может содержать анимации, видеофрагменты процессов и явлений, движущиеся модели и т.д. Обучение с вариативными ЭОР тем более должно делать упор на индивидуальную работу. Это особенно важно, учитывая разновозрастный характер контингента и различную степень подготовленности учащихся.

По мере развития IT-инфраструктуры ученики смогут работать с ЭУМ сначала в школьных библиотеках и на домашних компьютерах. Именно дома они будут получать основное количество информации, выполнять практические задания и даже проходить самоконтроль.

Результаты достижений учащиеся смогут компактно накапливать в своих электронных портфолио: рефераты, результаты исследований и презентации для обобщающих мероприятий (например, с использованием изученных на информатике и ИКТ офисных приложений). А в школу ходить за рекомендациями по вопросам, на которые не смогут найти ответ, и для живого общения.
^ Особенности организации учебного процесса с ЭОР
Учебный процесс при обучении с ЭОР представляет собой композицию трех основных методов проведения занятий:

Самообучение

Самостоятельно контролируемое обучение (самообучение) является индивидуальной образовательной практикой, которая традиционно ориентировалась на использование различных средств, включая книги, аудиокассеты, компьютерные курсы.

Этот режим, позволяет контролировать темп собственного обучения. Отдельный учащийся изучает материалы курса, взаимодействует с преподавателем и другими учащимися в специально оговоренных случаях или вообще не делает этого.

^ Асинхронное совместное обучение – это одна из форм онлайнового совместного обучения при нефиксированном времени доступа.

Этот режим обучения основан на взаимодействии учащегося с сокурсниками в сетевой среде, которая поддерживает асинхронные коммуникации. Учащиеся получают общий доступ к набору учебных материалов (файлам, программному обеспечению, носителям информации), совместно выполняют задания или работают над различными проектами, не взирая на временные и пространственные барьеры.
^ Синхронное совместное обучение
Синхронное обучение (обучение в реальном времени) – это распределенный аналог обычной образовательной деятельности за исключением того, что не требуется собирать аудиторию в одном месте – лекции, семинары, демонстрации, дискуссии, практические занятия, совместные проекты и т. д.

Синхронное обучение позволяет получить доступ в режиме реального времени к учебному материалу, преподавателям или другим учащимся. Для синхронного обучения требуются средства поддержки совместно используемых объектов: «грифельные доски», Web-мультимедиа-приложения, электронные доски объявлений, чат, IP видео и аудио-конференции, и другие интерактивные возможности. Это позволит преподавателям задавать вопросы, «вызывать» учащегося к доске, контролировать дискуссии и общение во время занятий. В развитых странах термин e-learning - электронное обучение с использование средств ИКТ заменён на m-learning - мультимедиа обучение с использование обогащённых средств ИКТ (широкополосный Интернет, Web-камеры и т.п.).
^ Индивидуализация с ЭОР
Организация образовательного пространства на основе дифференциации требует неоднократного использования индивидуализации, которая позволяет провести выделение групп школьников по сходным проявлениям какого-либо дидактически значимого признака. Очевидно, что дифференциация и индивидуализация тесно взаимосвязаны между собой и взаимно обуславливают друг друга, отражая сложные педагогические явления.

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся определяет поиск организационных условий осуществления индивидуализации. В процессе индивидуализации на каждом этапе учебной деятельности актуализируется система противоречий, разрешение которых происходит путем варьирования объективных требований, вытекающих из учебных программ, и психологической готовности каждого отдельного ученика. В связи с этим в построении организационных форм обучения необходимо создание условий, направленных на самореализацию и саморазвитие каждого школьника.
^ Этапы организации дифференцированного обучения
Диагностический – разработка и проведение диагностических срезов, анализ полученных результатов и формирование групп учащихся на их основе.

Организационный – анализ содержания, структуры и организации учебного материала, подготовка диагностического материала и рабочих мест учащихся с учетом формируемых учебных групп учащихся.

Обучающий – организация и информационное ознакомление учителем, а также самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала на основе выбранного способа учения.

Итоговый – индивидуальная коррекция и контроль, рефлексия и подведение итогов.

^ Назначение активной компьютерной поддержки для обучающего этапа:
^ Дидактические модели проведения уроков с использованием ЭУМ
Для разработки модели обучения конкретной группы учащихся в конкретных условиях необходимо изучить сценарии ЭУМ всех типов по теме и разработать вариативный план как минимум для 3-х ситуаций:

В компьютерном классе (индивидуальной активной деятельности ученика):

Варианты организации занятий в компьютерном классе:
Литература

  1. Школа информационной цивилизации: «Интеллект – XXI» / В.А. Извозчиков, Е.А. Турмалёва. – М.: Просвещение, 2002. – (Библиотека директора школы)

  2. Формулировка учебной цели: структурные составляющие. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-18.htm

  3. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. – М.: Госкоорцентр, 2002. – 244 с.

  4. Компьютерные сети. Интернет и мультимедиа технологии. Лекционный курс. - Якушин А.В. http://www.tspu.tula.ru/ivt/umr/kseti/html_doc/index.htm

  5. Симанов А. Мультимедиа в Интернет. http://club.onego.ru/sittings/multimedia/

  6. http://club-edu.tambov.ru/methodic/mm/content.html Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов

  7. Основы проектирования медиаурока http://www.mediaedu.ru/modules.php?name=Pages&go=showcat&cid=5

  8. Основные тенденции развития систем образования в мире http://www.i-u.ru/biblio/archive/polat%5Fotrsovm/

  9. Физиолого-эргономические требования http://www.niiot.ru/doc/doc066/doc_09.htm

  10. Эргономические требования к экранным элементам управления в программных обучающих и тестирующих комплексах

  11. Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения http://kvarks.narod.ru/quark/smolnik.htm

  12. Электронные образовательные ресурсы http://www.rnmc.ru/misc/answers.htm

  13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/wps/portal/!ut/p/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLN4h3NwPJgFjGpvqRqCKO6ALuCCW-Hvm5qfpB-t76AfoFuaGhEeWOigAypcw-/delta/base64xml/L3dJdyEvd0ZNQUFzQUMvNElVRS82XzBfRzg!

  14. Электронные учебные модули, электронные образовательные ресурсы, ЭУМ, ЭОР http://www.physicon.ru/eum.php

  15. Осин А.В. "Создание учебных материалов нового поколения", которая находится в Интернет по адресу http://www.rnmc.ru/science/299.php

  16. Бианки Виталий Кто чем поёт? http://thelib.ru/books/bianki_vitaliy/kto_chem_poet-read.html

  17. Образование: исследовано в мире (Бабочки) http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=22&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=131
Глоссарий
АОС - автоматизированная обучающая система

ИТ – информационные технологии

КУП – компьютерная учебная поддержка

ММК – мультимедийный комплекс

^ ММП - модуль методической поддержки

ПО – программное обеспечение

ППС – программно-педагогические средства

УТП – учебно-тематический план

ЭМ – электронный материал

ЭОР – электронный образовательный ресурс - высокоинтерактивные мультимедийные Интернет-продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса.

ЭУМ – электронный учебный модуль ЭУМ - автономный модуль, содержащий контент по определенной теме предмета и решающий определенную педагогическую задачу. Каждый ЭУМ в составе темы представляет собой часть урока, обычно длительностью 15–30 минут. ЭУМы могут быть разными в зависимости от педагогического дизайна, уровней сложности, контактного времени, стиля изложения и пр.

e-learning - электронное обучение с использование средств ИКТ

m-learning - мультимедиа обучение с использование обогащённых средств ИКТ (широкополосный Интернет, Web-камеры и т.п.).

LTSA (Learning Technology Systems Architecture) - стандарт для технологий обучения. Компонентами LTSA являются: Процессы: выявление знаний (сущности) учащегося, оценка знаний учащегося, координация обучения и доставка контента для обучения.

Хранилища данных: записи успеваемости учащегося и ресурсы обучения. Информационные потоки между предыдущими компонентами (процессами и хранилищами данных).




8632117377277141.html
8632255686668498.html
8632342979852992.html
8632398332728562.html
8632551254997781.html