Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Глава  Общие положения статья - страница 33


1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения копии федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Региональное отделение политической партии при наличии указанного в части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона решения уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии вправе открыть в субъекте Российской Федерации, в котором оно зарегистрировано в соответствии с федеральным законом, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после представления в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации копии федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. Специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.

4. Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком, филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны открыть политической партии, ее региональному отделению специальный избирательный счет. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на специальный избирательный счет в валюте Российской Федерации.

5. Политическая партия открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней после заверения ею федерального списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам. Региональное отделение политической партии открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение трех дней после представления им в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации копии заверенного федерального списка кандидатов, заверенного списка уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и регистрации указанных уполномоченных представителей.

6. Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования. Если политическая партия не представила в установленном настоящим Федеральным законом порядке в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы, необходимые для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, либо получила отказ в регистрации, либо отозвала федеральный список кандидатов, а также если регистрация указанного списка была отменена или аннулирована, все финансовые операции по специальному избирательному счету прекращаются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

7. Все финансовые операции по специальному избирательному счету регионального отделения политической партии помимо случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, прекращаются в случае, если соответствующая региональная группа кандидатов (а если субъекту Российской Федерации соответствует несколько региональных групп кандидатов, — все региональные группы, соответствующие субъекту Российской Федерации) исключена (исключены) из федерального списка кандидатов. Финансовые операции прекращаются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации по указанию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

8. Финансовые операции по расходованию средств со специального избирательного счета регионального отделения политической партии могут быть приостановлены (прекращены) по указанию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основании решения руководящего органа политической партии, уполномоченного на то съездом политической партии.

9. На основании ходатайства политической партии, ее регионального отделения соответственно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения (приостановления) финансовых операций по соответствующему специальному избирательному счету.

^ 10. Специальный избирательный счет закрывается политической партией, ее региональным отделением до дня представления ими итогового финансового отчета.

11. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.


1. Согласно комментируемой части обязанность открытия специального избирательного счета избирательного фонда у политической партии возникает после заверения выдвинутого ею федерального списка кандидатов и получения в ЦИК России заверенной копии этого списка. Сроки открытия указанного счета комментируемая статья не устанавливает, их определяет сама политическая партия с соблюдением положений части 5 комментируемой статьи. Исходя из требований комментируемого Федерального закона (часть 7 статьи 61), Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 5 статьи 37), которыми установлено требование предварительной оплаты изготовления подписных листов, агитационных печатных материалов из избирательного фонда, положений статьи 66 комментируемого Федерального закона, согласно которым избирательный залог вносится политической партией исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет ЦИК России, политическая партия заинтересована в скорейшем открытии специального избирательного счета.

2. Комментируемая часть фиксирует только момент возникновения у регионального отделения политической партии права на открытие специального избирательного счета, связывая его с представлением в ИКСРФ заверенной ЦИК России копии федерального списка кандидатов. При этом федеральный законодатель повторяет вслед за частью 1 статьи 64 главное условие, необходимое для возникновения указанного права. Речь идет о наличии решения руководящего органа политической партии о наделении регионального отделения подобным правом. По смыслу комментируемого Федерального закона политическая партия или ее региональное отделение обязаны представить подобное решение в ИКСРФ, так как в противном случае последняя не сможет решить вопрос о наличии у регионального отделения политической партии права на открытие специального избирательного счета. Поэтому после получения заверенной копии федерального списка кандидатов ИКСРФ должна убедиться в наличии акта о делегировании полномочий региональному отделению политической партии на открытие специального избирательного счета.

3. Комментируемый Федеральный закон закрепляет обязанность открытия специальных избирательных счетов только в филиалах Сбербанка России и только в тех, которые указаны ЦИК России и ИКСРФ. Следовательно, избирательные комиссии определяют филиалы­держатели счета в пределах системы Сбербанка России. Отсутствие филиала Сбербанка России на территории действия регионального отделения политической партии влечет за собой обязанность избирательной комиссии определить филиал Сбербанка России в другом субъекте Российской Федерации. Комментируемая норма фиксирует модификацию известного ранее принципа: одна политическая партия — один специальный избирательный счет. Если прежний Федеральный закон запрещал политической партии открывать более одного специального избирательного счета, то ныне теоретически и практически можно иметь от одного до 86 специальных избирательных счетов, в том числе один специальный избирательный счет политической партии плюс до 85 специальных избирательных счетов региональных отделений этой политической партии2
241По числу субъектов Российской Федерации (дано по состоянию на 30 марта 2007 года).


41. При этом как политической партии, так и каждому из ее региональных отделений запрещено иметь более одного специального избирательного счета.

4. Положения комментируемой части содержат предписания, которые адресованы прежде всего филиалу Сбербанка России и характеризуют особый статус счета. Речь идет о рублевом счете, который открывается незамедлительно после представления политической партией, ее региональным отделением документов о бесплатности всех операций по открытию и обслуживанию счета, а также о бездоходности по средствам на счете. Соответственно, политическая партия, ее региональное отделение не вправе открывать какой­либо другой счет для финансирования своей избирательной кампании. Незамедлительность открытия счета означает обязанность филиала Сбербанка России открыть счет в день предъявления всех требуемых документов. Их перечень в соответствии с требованиями комментируемого закона содержится в Инструкции, которая утверждается ЦИК России по согласованию с Банком России (часть 11 комментируемой статьи).

5. Упоминаемым в комментируемой части документом, выдаваемым ЦИК России, по сложившейся практике является постановление ЦИК России об открытии специального избирательного счета политической партии, где обычно указывается один и тот же для всех политических партий московский филиал Сбербанка России, в котором должен быть открыт счет. Иногда по просьбе политической партии ЦИК России дает согласие на открытие специального избирательного счета в другом филиале Сбербанка России. Постановление ЦИК России об открытии специального избирательного счета должно быть выдано политической партии не позднее трех дней после регистрации ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Новое положение комментируемой части касается порядка открытия специального избирательного счета региональным отделением политической партии. ИКСРФ обязана выдать политической партии соответствующий документ в течение трех дней после регистрации ее уполномоченных представителей регионального отделения по финансовым вопросам. С учетом опыта ЦИК России речь идет о постановлении (решении) ИКСРФ об открытии специального избирательного счета регионального отделения политической партии, в котором указывается филиал Сбербанка России.

6. Если в части 6 статьи 67 прежнего Федерального закона речь шла о запрете со дня голосования только расходных операций со специального избирательного счета, то комментируемая норма запрещает со дня голосования все операции, как по приходу, так и по расходу средств со счета. Из этого правила сделаны два исключения. Разрешено возвращать в избирательный фонд те средства, которые ранее в него входили, но оказались полностью или частично неизрасходованными ко дню голосования. Кроме того, можно зачислять на счет те средства, которые были перечислены до дня голосования. Прежняя формулировка позволяла делать и то, и другое, так как в обоих случаях речь идет о приходе средств, а запрещались только расходные операции. Однако ныне комментируемый Федеральный закон прямо указывает на возможность возврата неизрасходованных средств, полученных из избирательного фонда, что однозначно препятствует их двойному счету. Второе предложение комментируемой части устанавливает запрет на все финансовые операции по счету в случаях выбытия политической партии из числа участников выборов до дня голосования. Речь идет о непредставлении документов на регистрацию, отказе в регистрации, отзыве федерального списка кандидатов самой политической партией, отмене или аннулировании регистрации. Филиал Сбербанка России обязан прекратить все операции по счету с момента получения указания ЦИК России, которое содержится в постановлении избирательной комиссии.

7. Запрет всех финансовых операций по каждому специальному избирательному счету каждого регионального отделения политической партии предусмотрен комментируемой частью во всех случаях, которые указаны в части 6 комментируемой статьи. Иначе говоря, выбытие из избирательной кампании политической партии до дня голосования влечет за собой прекращение всех финансовых операций не только по специальному избирательному счету политической партии, но и по всем одноименным счетам, если таковые имеются, ее региональных отделений. Такие же последствия наступают для специального избирательного счета регионального отделения политической партии также при исключении региональной группы из федерального списка кандидатов либо при исключении из федерального списка кандидатов всех региональных групп, если у политической партии их несколько на территории одного и того же субъекта Российской Федерации. Указание филиалу Сбербанка России о прекращении всех финансовых операций по специальному избирательному счету регионального отделения политической партии дает ИКСРФ. Прекращение операций наступает с момента получения указания и означает запрет как на зачисление средств, так и на их расходование.

8. Комментируемая часть ввела новый институт приостановления финансовых операций по расходованию средств со специального избирательного счета регионального отделения политической партии, т.е их временного запрета. Соответствующее указание филиалу Сбербанка России дает ИКСРФ. При этом избирательная комиссия вправе давать подобное указание только по инициативе руководящего органа политической партии, которое оформляется решением этого органа. Запись о том, что финансовые операции по расходованию средств могут быть приостановлены, не предусматривает право избирательной комиссии оценивать решение политической партии о приостановлении финансовых операций и соглашаться с ним или отклонять, соответственно давая или не давая указание филиалу Сбербанка России, так как в данном случае речь идет о возможности приостановления операций. Решение о применении такой меры принимает не избирательная комиссия, а политическая партия, которая не связана при принятии такого решения какими­либо правовыми основаниями и не обязана мотивировать решение. Задача избирательной комиссии — довести до сведения филиала Сбербанка России решение политической партии. При этом комментируемый Федеральный закон не регламентирует ни сроки, на которые приостанавливаются расходные операции, ни сроки, в которые избирательная комиссия дает указание филиалу Сбербанка России, ни порядок отмены режима приостановления операций. Думается, что избирательная комиссия должна принимать соответствующее решение незамедлительно по получении решения политической партии, а последняя должна решать вопрос о сроках действия указанной меры.

9. Комментируемая часть предоставляет ЦИК России и ИКСРФ право продлить срок оплаты работ (услуг) с соответствующего счета. Продление срока осуществляется на основании ходатайства политической партии, ее регионального отделения. В ходатайстве должны быть указаны те работы (услуги), которые подлежат оплате. Комментируемый Федеральный закон разрешает оплачивать только те работы, которые выполнены, а услуги — которые оказаны до дня прекращения операций по счету. Таким днем по общему правилу является день голосования. Поэтому работы (услуги), которые осуществлены в день голосования, могут оплачиваться из избирательного фонда путем предоплаты. В тех случаях, когда политическая партия и (или) ее региональное отделение досрочно, т.е до дня голосования, выходит из избирательной кампании (они указаны в частях 6 и 7 комментируемой статьи), день прекращения операций соответственно наступает раньше.

10. Известное практике и нормотворчеству избирательных комиссий положение о необходимости закрытия специального избирательного счета до представления итогового финансового отчета ныне получило законодательное закрепление, что будет способствовать полному устранению иногда возникающих достаточно искусственных конфликтов.

11. Комментируемый Федеральный закон сохранил содержавшуюся и в прежнем Федеральном законе норму, согласно которой ЦИК России по согласованию с Банком России нормативно регулирует порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов политических партий, издавая по этому поводу инструкцию, дополнив тем, что указанная инструкция должна включать в себя и порядок закрытия указанных счетов.


^ Статья 66. Избирательный залог


1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы направляет в филиал Сберегательного банка Российской Федерации обращение об открытии специального счета для внесения политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, избирательного залога. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации в пятидневный срок со дня получения указанного обращения обязан открыть специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Плата за услуги по открытию указанного счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на указанном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Средства, внесенные в качестве избирательного залога, перечисляются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации не позднее операционного дня, следующего за днем получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает политической партии реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога при заверении федерального списка кандидатов, но не ранее даты открытия указанного счета, а если к этому времени счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия.

3. Избирательный залог составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, установленной частью 3 статьи 64 настоящего Федерального закона.

4. Избирательный залог вносится политической партией исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, указанный в части 1 настоящей статьи, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. При внесении избирательного залога политическая партия указывает назначение платежа, а также свое наименование. Повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов. Политическая партия вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в ее избирательный фонд, как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. Если для внесения избирательного залога используются средства с указанием их назначения для внесения избирательного залога, то при перечислении средств избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации политическая партия обязана представить в письменной форме в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет: для гражданина — фамилию, имя и отчество, дату рождения, а для юридического лица — наименование и идентификационный номер налогоплательщика.

5. Граждане и (или) юридические лица, вносящие (перечисляющие) средства в избирательный фонд политической партии, вправе указать, что данные средства или обозначенная их часть предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае политическая партия не вправе использовать указанные средства или их часть на иные цели. Если указанные средства или их часть не использованы для внесения избирательного залога, политическая партия не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов обязана возвратить указанные средства (за вычетом расходов на пересылку) соответствующим гражданам и (или) юридическим лицам.

6. В случае перечисления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, в большем размере, чем это установлено частью 3 настоящей статьи, их излишек возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии, перечислившей эти средства, не позднее чем через 10 дней со дня их поступления на указанный счет.

7. Перечисленные средства возвращаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 20 дней со дня их поступления на ее специальный счет в случае:

^ 1) перечисления средств, внесенных в качестве избирательного залога, в меньшем размере, чем это установлено частью 3 настоящей статьи;

2) внесения избирательного залога после истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов;

^ 3) внесения избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, без представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации;

5) поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, после представления подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов.

8. В случае отзыва политической партией выдвинутого ею федерального списка кандидатов (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 49 настоящего Федерального закона) избирательный залог возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 10 дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уведомления об отзыве.

9. Если федеральный список кандидатов получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

10. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с частями 7–9 настоящей статьи, он перечисляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

11. Политическая партия, на специальный избирательный счет которой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации возвращен избирательный залог, в течение 10 дней со дня перечисления избирательного залога на указанный счет возвращает соответствующим гражданам и (или) юридическим лицам средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены (перечислены) ими в избирательный фонд для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть указанного избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда этой политической партии.

12. Перечисление избирательного залога в доход федерального бюджета либо его возврат (возврат средств, перечисленных в качестве избирательного залога) в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая не может распоряжаться этими средствами иначе как в порядке, установленном настоящей статьей.


1. Комментируемая часть содержит несколько правовых норм, которые закрепляют обязанности ЦИК России и филиала Сбербанка России по совершению определенных действий, обеспечивающих открытие и ведение специального счета ЦИК России для внесения избирательного залога, а также — сроки выполнения этих действий. В соответствии с этими предписаниями ЦИК России обязана в течение пяти дней со дня опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы направить в филиал Сбербанка России письменное обращение об открытии названного счета. Филиал Сбербанка России обязан открыть такой счет в пятидневный срок со дня получения указанного обращения. Рублевый счет открывается бесплатно. Услуги банка по его обслуживанию, включая и закрытие, также бесплатны для ЦИК России и политических партий. При этом банк вправе пользоваться средствами на счете, но освобожден от начисления и выплаты процентов. Предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять средства на указанный счет в срок, не превышающий два операционных дня со дня их внесения в качестве избирательного залога.

2. ЦИК России обязана при заверении списка сообщить каждой политической партии, которая выдвинула и представила федеральный список кандидатов, реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога. Поскольку выдвижение списка возможно в силу статьи 36 комментируемого Федерального закона не ранее чем через 10 дней со дня опубликования решения о назначении выборов, а для заверения списка (статья 38) отведено до 7 дней, постольку к моменту заверения уже первого федерального списка кандидатов специальный счет для внесения избирательного залога должен быть открыт.

3. Установленный комментируемой частью размер избирательного залога в 15 процентов от предельной суммы расходов из избирательного фонда политической партии составляет 60 млн. рублей. По сравнению с 2,087 млн. рублей (величина избирательного залога для политической партии в 1999 году, когда впервые применялся избирательный залог) нынешняя сумма значительно увеличилась как в абсолютном выражении, так и по удельному весу в предельном размере расходов (в 1999 году предельный размер расходов из избирательного фонда политической партии составлял 41, 5 млн. руб., то есть избирательный залог был на уровне 5 процентов от этой суммы.

4. Основные правила и сроки внесения избирательного залога по комментируемой части сводятся к следующему. Указанная в предыдущей части сумма избирательного залога должна быть внесена в течение 30 дней (не ранее чем за 75 дней, и не позднее чем за 45 дней до дня голосования) только из избирательного фонда политической партии, в полном объеме, одним платежом перечислена со специального избирательного счета политической партии на специальный счет ЦИК России для внесения избирательного залога. Внесение избирательного залога по частям не допускается. Внесение в полном объеме второй суммы избирательного залога возможно только в случае повторного представления документов для регистрации федерального списка кандидатов. Для внесения избирательного залога могут использоваться любые правомерно находящиеся в избирательном фонде средства. При использовании средств, которые внесены в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, политическая партия обязана представить в ЦИК России сведения об источнике (источниках) поступления этих средств. В сведениях о гражданине­жертвователе указываются его фамилия, имя, отчество и дата рождения, а в сведениях о юридическом лице — наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Средства, внесенные в избирательный фонд с указанием их целевого назначения, могут составлять как 100 процентов суммы избирательного залога, так и часть этой суммы.

5. Нормы комментируемой части закрепляют как возможность жертвователя указать предназначение представляемых им средств или их конкретной части для внесения избирательного залога, так и особый статус этих средств. Политическая партия не вправе использовать указанные средства на другие цели, кроме избирательного залога. В отношении других средств избирательного фонда политической партии такого ограничения нет. Следует в то же время подчеркнуть, что политическая партия не обязана использовать указанные средства на избирательный залог, если в избирательном фонде имеются другие средства в достаточном для формирования избирательного залога количестве. Неиспользованные для избирательного залога средства политическая партия обязана вернуть жертвователям не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов, что также является исключением из установленных частью 1 статьи 69 комментируемого Федерального закона общих сроков возврата неиспользованных средств жертвователям, которые наступают после дня голосования.

6. Закреплена обязанность ЦИК России возвратить в течение 10 дней в избирательный фонд политической партии сумму избирательного залога в части, превышающей 60 млн. рублей, если таковая ошибочно перечислена.

7. Нормы комментируемой части содержат перечень из пяти случаев, при наступлении каждого из которых ЦИК России обязана возвратить в течение 20 дней политической партии все средства, которые поступили от нее на специальный счет ЦИК России. Один из этих случаев достаточно очевиден. Речь идет о перечислении средств в размере менее 60 млн. рублей. Остальные нуждаются в пояснении. Когда речь идет о внесении избирательного залога после истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов, то имеются в виду сроки, предусмотренные частью 4 статьи 42 комментируемого Федерального закона, то есть позднее чем за 45 дней до дня голосования. До этого срока правомерно перечисление политической партией избирательного залога. Внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований комментируемого Федерального закона, также влечет возврат избирательного залога политической партии. Нарушения требований комментируемого Федерального закона могут выражаться в неправомочности самого жертвователя (нарушение требований части 7 статьи 64), включая нарушение требований к оформлению платежного документа, в превышении размеров пожертвований и других взносов в избирательный фонд (нарушение требований части 2 статьи 64), в превышении предельных размеров расходования средств из избирательного фонда политической партии (нарушение требований части 3 статьи 64).

Поступление средств на специальный счет ЦИК России без представления в ЦИК России копии платежного документа о внесении избирательного залога с отметкой банка также влечет возврат средств политической партии. Комментируемый Федеральный закон прямо не регламентирует сроки представления копии платежного поручения. Из этого вытекает право политической партии представлять указанную копию в любое время до истечения срока представления документов на регистрацию федерального списка кандидатов. Обязанность ЦИК России возвратить избирательный залог возникает только после истечения этого срока при отсутствии представленной политической партией копии соответствующего платежного документа. Иное понимание момента возникновения указанной обязанности ЦИК России привело бы к сокращению установленных комментируемым Федеральным законом сроков представления документов на регистрацию федерального списка кандидатов.

Последнее основание возврата избирательного залога вытекает из новой идеологии соотношения оснований регистрации федеральных списков кандидатов, в соответствии с которой избирательный залог утратил роль дополнительного, страховочного основания регистрации при отказе в регистрации по подписным листам, поэтому внесение избирательного залога после представления подписных листов и иных необходимых для регистрации документов влечет возврат избирательного залога внесшей его политической партии.

8. Комментируемая часть продолжает перечень оснований возврата избирательного залога политической партии, но в более короткий — 10­дневный срок. Речь идет о случае отзыва политической партией собственного федерального списка кандидатов без вынуждающих обстоятельств, если такой отзыв федерального списка кандидатов не повлек за собой отложение дня голосования в силу безальтернативности выборов.

9. Комментируемая часть предусматривает основания возврата избирательного залога в полном объеме по результатам голосования. Избирательный залог возвращается после официального опубликования результатов выборов всем тем политическим партиям, которые получили депутатские мандаты в соответствии со статьями 82–83 комментируемого Федерального закона, а также тем политическим партиям, которые не получили депутатские мандаты, но получили 4 процента голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании, и более.

10. Комментируемая часть достаточно категорично исходит из презумпции невозврата избирательного залога, если иное, то есть возврат избирательного залога, прямо не предусмотрено частями 7–9 комментируемой статьи. ЦИК России обязана перечислить избирательный залог в доход федерального бюджета не позднее 60 дней со дня голосования.

11. Возвращенный политической партии избирательный залог должен быть в течение 10 дней в первую очередь распределен между жертвователями, которые внесли средства для избирательного залога в соответствии с частью 5 комментируемой статьи, при этом жертвователям должна быть возвращена вся сумма их пожертвований. Оставшаяся часть избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда политической партии, которые распределяются по правилам статьи 69 комментируемого Федерального закона.

12. Филиал Сбербанка России осуществляет все операции со средствами на специальном счете ЦИК России по внесению избирательного залога на основании решения ЦИК России. Последняя, в свою очередь, может распоряжаться этими средствами только в порядке, установленном настоящей статьей.


8615986339874577.html
8616099471067671.html
8616202873309972.html
8616283642871343.html
8616447142597133.html